Мозг фильтрует любую информацию в соответствии с нашими убеждениями.
Вспомним бистабильные или обратимые образы. Это картинки вроде известной иллюзии «утка-кролик», которую вы наверняка знаете. На ней можно видеть или утку или кролика, но не одновременно, а только один образ в определенный момент времени. Впервые эту картинку продемонстрировал Джозеф Джастроу ещё в 1899 г. Позднее появилось множество её вариантов и подражаний.
А потом ученые обнаружили, что если утку-кролика впервые показать ребёнку в пасхальное Воскресенье, то большинство детей увидит кролика, хотя в другие дни большинство видит утку. Почему? Посмотрите пасхальные открытки и мультфильмы и поймёте… Мозг детей считает, что «встретить» кролика в пасхальное воскресение более вероятно и «заставляет» сознание сначала увидеть кролика.
Переключение с одного образа на другой требует некоторых усилий. До пятилетнего возраста почти никто из детей не может самостоятельно переключиться с одного изображения на другое. Это доказала в эксперименте Элисон Гопник и ее коллеги. Среди детей постарше самостоятельное переключение делает уже треть. И практически любой ребенок может это сделать, если ему намекнуть на двойственность изображения.
Известно, что внутренних связей между нейронами мозга гораздо больше, чем тех, по которым зрительная информация поступает извне. И когда информации поступает недостатчно, мозг сам дополняет неполную картину «нужными» подробностями. Мозг это делает для того, чтобы придать смысл неоднозначным сенсорным данным. И смысл может оказаться разным в зависимости от наших ожиданий, знаний и верований. То есть может получится утка, а может заяц.
Гипотеза так называемого «прогнозирующего кодирования» утверждает, что наше восприятие генерируется нашим собственным мозгом, а внешняя информация его только корректирует. В противном случае мозгу пришлось бы обрабатывать слишком много данных. Чтобы избежать перегрузки мозг постоянно прогнозирует — создаёт своеобразные внутренние шаблоны «что здесь может (должно) быть». А затем, видя набор точек и линий, мгновенно накладывает на на них наиболее похожий или наиболее вероятный шаблон и «узнаёт» утку или зайца.
Когда поступающая сенсорная информация не соответствует этому прогнозу, то есть заранее сложившемуся из «знаний», воспоминаний и убеждений образу, приходится либо менять прогноз, либо искажать саму информацию. При рассматривании забавной картинки это просто. В первом случае мы подставляем шаблон утки вместо зайца или зайца вместо утки, и видим другого персонажа. Во втором случае мы упорно продолжаем видеть то, что увидели первым и пытаемся найти как можно больше подробностей и «доказательств», для подтверждения своей интерпретации образа и дальнейшего «удержания» своей «точки зрения».
Как вы уже поняли, до пятилетнего возраста мы чаще выбираем второй вариант. Точнее, просто не умеем видеть «по-другому». Когда становимся взрослее, мы переходим к первому варианту, то есть легко обучаемся видеть «другие» образы, переключаться между ними. А потом, когда мы «окончательно» становимся взрослыми и начинаем верить, что знаем об окружающем мире уже «всё», мы опять возвращаемся ко второму варианту. То есть отказываемся «переключаться» и видеть «другие», необычные, «невероятные» образы.
По идее на проверочной таблице вы должны видеть или не видеть определенную строчку — или все буквы или ни одной. Но вспомните сами, какие-то буквы на нижних строчках таблицы вы видите лучше всего. Или нет? Чаще всего это те буквы, которые есть на двух верхних строчках и которые мы лучше всего «знаем» (обычно это Н). Конечно, правильнее сказать не «видите», а «узнаёте»…
Если ваш мозг уверен, что у вас настолько плохое зрение, что вы эту строчку всё равно не увидите, то он даже не создаёт тех самых прогностических шаблонов, которые будет накладывать на воспринимаемое изображение. Проверьте сами — если вы не видите какую-то строчку, то вы обычно сразу не можете даже представить букву такого размера, как на этой строчке, и на таком расстоянии. Ну а в целом, если вы верите, что видите плохо, вы будете видеть ещё хуже, чем на самом деле видите. Это происходит потому, что на множество вещей, которые «невозможно» увидеть мозг просто не будет включать «прогнозирующее кодирование». Или — более того — шаблоны, которые всё-таки создаст мозг, будут заранее мутные и расплывчатые, так как подсознание верит в «свою близорукость».
Вывод? Любые тренировки, упражнения и даже… очки (!) могут увеличить «веру» в возможность видеть определённые предметы. Они дают реальный опыт улучшения зрения и этим настраивают наше «прогнозирующее кодирование» на создание более ясных, четких образов-шаблонов. А значит, мы и реально будем видеть хотя бы немного лучше!
Переключитесь со своих близоруких зайчиков или уточек на новые образы с помощью VisioTuning!
© 2015 Ярослав Чумачков.
обсудите с друзьями: